|
|||||||||
Причины применения ЦПГО |
|||||||||
Для скоростных самолетов большая разница между максимальными и минимальными скоростями полета затрудняет создание системы управления, эффективной на всех режимах полета |
|||||||||
При приближении к скоростям полета, соответствующим скорости звука, изменяется характер обтекания и резко уменьшается эффективность рулей. |
|||||||||
На рисунке (а) показано изменение распределения аэродинамической нагрузки по хорде стабилизатора при отклонении руля высоты на угол при дозвуковой скорости полета. Видно, что отклонение руля высоты приводит не только к увеличению полной аэродинамической силы на руле, но и к увеличению полной аэродинамической силы на стабилизаторе, и полная сила на горизонтальном оперении при отклонении руля существенно возрастает. | |||||||||
Увеличение скорости полета (б) приводит к появлению местных скоростей обтекания, равных скорости звука. В зоне передней кромки руля развивается местная сверхзвуковая зона течения, заканчивающаяся скачком уплотнения 1. Левый столбец рисунков иллюстрирует обтекание, когда рулевая поверхность находится в нейтральном положении, правый – при отклоненной рулевой поверхности. При наличии скачка аэродинамические силы , вызванные отклонением руля, изменяются на рулевой поверхности, но не изменяют распределение и значение аэродинамической силы на расположенной впереди руля поверхности стабилизатора и полная сила на горизонтальном оперении существенно меньше, чем в случае чисто дозвукового обтекания (a). |
|||||||||
На сверхзвуковой скорости полета (в) при наличии скачков уплотнения на передней и задней кромках профиля стабилизатора из-за развивающихся срывов потока на обтекаемой поверхности эпюра распределения давления по хорде близка к прямоугольнику. Полная аэродинамическая сила на горизонтальном оперении уменьшается по сравнению с дозвуковым режимом полета. В этом случае отклонение руля высоты также не изменяет аэродинамическую силу на расположенной впереди руля поверхности обтекания. Эффективность рулевой поверхности резко уменьшается. |
|||||||||
Получить необходимые для маневра управляющие силы на сверхзвуковых режимах полета позволяет применение цельноповоротного горизонтального оперения (ЦПГО). |
|||||||||
|
|