|
|||||||||
Остойчивость гидросамолета |
|||||||||
Остойчивость (аналог термина "устойчивость" в морской терминологии) при плавании – способность гидросамолета, отклоненного внешними возмущающими силами от положения равновесия, возвращаться в исходное положение после прекращения действия возмущающих сил. |
|||||||||
При плавании частично или вполне (полностью) погруженного в воду тела нет никаких других сил для возвращения его в положение равновесия, кроме силы тяжести G и равной ей силы поддержания Р. Следовательно, только взаимное положение этих сил определит остойчивость или неостойчивость плавающего тела, что иллюстрирует рисунок. | |||||||||
Если центр масс тела расположен ниже центра величины (а), при отклонении от положения равновесия возникает стабилизирующий момент М = Gl, возвращающий тело в исходное положение остойчивого равновесия. |
|||||||||
Если центр масс тела расположен выше центра величины (в), при отклонении от положения равновесия возникает дестабилизирующий момент
М = Gl, и тело не может самостоятельно возвратиться в исходное положение неостойчивого равновесия. |
|||||||||
Остойчивость гидросамолета (как и остойчивость судна) принято определять взаимным положением центра масс и метацентра - центра кривизны линии, по которой смещается центр величины водоизмещающего тела при выведении его из равновесия. |
|||||||||
Метацентр – от греч. meta – между, после, через – составная часть сложных слов, означающих промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение и лат. – centrum средоточие, центр. |
|||||||||
Различают поперечную и продольную остойчивость гидросамолета (при наклонении самолёта соответственно в поперечной и продольной плоскостях). |
|||||||||
|
|