|
|||||||||
Плавучесть |
|||||||||
Плавучесть - способность гидросамолета плавать в заданном положении относительно водной поверхности. |
|||||||||
Гидросамолет, как и любое другое плавающее тело, например судно, поддерживается на плаву архимедовой силой Р = W g = G, где W – объем воды, вытесняемой лодкой, – объемное водоизмещение лодки, м3; – плотность воды, вытесняемой лодкой, кг/ м3; W – масса воды, вытесняемой лодкой, – массовое водоизмещение лодки, кг; g – ускорение свободного падения, . G – сила тяжести гидросамолета, Н |
|||||||||
Сила тяжести гидросамолета G приложена в центре масс самолета (ц.м.), сила поддержания (архимедова сила, сила воздействия вытесненной жидкости на лодку гидросамолета) Р приложена в центре масс вытесненного лодкой объема воды, или, по корабельной терминологии (которой широко пользуются проектировщики гидросамолетов), в центре величины (ц.в.). | |||||||||
Для обеспечения равновесия самолета на плаву силы G и P должны лежать на прямой, соединяющей ц.м. и ц.в., в вертикальной продольной плоскости симметрии гидросамолета – диаметральной плоскости лодки (ДП). Очевидно, что основная плоскость лодки (ОП) – горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку поверхности лодки перпендикулярно к диаметральной плоскости, и, соответственно, нижняя строительная горизонталь лодки (НСГ), строительная горизонталь самолета (СГС) и палуба 1 – верхняя поверхность лодки в общем случае не параллельны плоскости водной поверхности и линии соприкосновения поверхности воды с корпусом лодки гидросамолета . |
|||||||||
Линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом лодки гидросамолета при полной взлетной массе и выключенных двигателях – грузовая ватерлиния (от голл. water – вода и lijn – линия). Грузовая ватер-линия (ГВЛ) при плавании в пресной воде не совпадает с ГВЛ при плавании в морской воде, поскольку плотность пресной речной или озерной воды =1000 , плотность морской воды =1025. |
|||||||||
Осадка Т - расстояние от ГВЛ до самой нижней части лодки, характеризующее погружение лодки ниже уровня воды - при одинаковой взлетной массе гидросамолета в пресной воде будет больше, чем в морской. |
|||||||||
Значения осадок носом и кормой определяют посадку лодки гидросамолета относительно поверхности воды – дифферент лодки (от лат. differens (differetis) – разница) – наклон ее в продольной плоскости, который измеряется углом дифферента или разностью между осадками кормы и носа. Если разность равна нулю, говорят, что лодка "сидит на ровном киле"; если осадка кормы больше осадки носа – лодка "сидит с дифферентом на корму", если меньше – лодка "сидит с дифферентом на нос". |
|||||||||
|
|