|
|||||||||
Жидкостно-пружинный амортизатор |
|||||||||
Амортизатор шасси (независимо от конструктивного выполнения) – устройство, совмещающее в себе демпфирующий и упругий элементы и предназначенное для снижения нагрузок на конструкцию самолета за счет поглощения и рассеивания энергии ударов, которые испытывает самолет при посадке и движении по ВПП. |
|||||||||
Упругим элементом амортизатора может быть, например, пружина. На рисунке показана схема жидкостно-пружинного амортизатора. После контакта колеса с ВПП в момент посадки (см. рисунок) сила от колеса передается на шток амортизатора 1. Центр масс снижающегося самолета и корпус (цилиндр) 2 амортизатора, неподвижно закрепленный на конструкции планера самолета 4, движутся вниз (прямой ход). | |||||||||
Часть энергии самолета рассеивается за счет перетекания жидкости в демпфирующем элементе амортизатора и за счет трения подвижных частей амортизатора.
|
|||||||||
Весьма незначительная часть энергии самолета трансформируется в тепловую и упругую энергию пневматиком колеса. |
|||||||||
После окончания прямого хода (когда вся энергия самолета полностью передана амортизатору и амортизатор полностью обжат) за счет распрямления пружины 3 начинается обратный ход. При этом центр масс самолета поднимается вверх за счет энергии, запасенной упругим элементом амортизатора (в данном случае – пружины). |
|||||||||
Не вся упругая энергия превращается в потенциальную энергию положения самолета относительно поверхности ВПП. Часть ее на обратном ходе также рассеивается в виде тепла за счет перетекания жидкости в демпфирующем элементе амортизатора. Таким образом, происходит торможение (уменьшение кинетической энергии и, следовательно, уменьшение ) на прямом и обратном ходе. |
|||||||||
Энергия, запасаемая упругим элементом амортизатора, достаточно велика, и обратный ход амортизатора происходит весьма интенсивно, что может вызвать "козление" самолета. Чтобы избежать этого явления и получить более "мягкий" амортизатор, нужно увеличить количество энергии, рассеиваемой на обратном ходе. |
|||||||||
Увеличение рассеиваемой на обратном ходе энергии осуществляют, вводя в конструкцию амортизатора клапан торможения на обратном ходе. |
|||||||||
|
|