Содержание
Источники
Медиа
Поиск
Тест



Маневрирование самолета на земле



Предыдущий раздел
ВнизСледующий абзац
Следующий абзац

      Рулежка (маневрирование) самолета, движущегося по аэродрому за счет силы тяги двигателя, осуществляется раздельным торможением и растормаживанием колес основных стоек шасси. "Дача ноги" обеспечивает поворот руля направления и торможение колеса соответствующей основной стойки шасси. При рулежке (см. рисунок) разворот самолета происходит относительно центра контактной площадки с ВПП заторможенного колеса 1. Вектор скорости поступательного движения колеса 2 другой основной стойки перпендикулярен радиусу поворота R, поэтому колесо 2 движется без юза.


Разворот самолета при рулежке
ВнизСледующий абзац
Следующий абзац

      Юз – явление, при котором колесо не вращается, несмотря на его поступательное движение.


Предыдущий абзацВверх
Вверх
ВнизСледующий абзац
Следующий абзац

      Чтобы колесо 3 передней стойки при рулежке двигалось без юза, необходимо обеспечить его самоориентацию или принудительную ориентацию вдоль вектора скорости – его поступательного движения.


Предыдущий абзацВверх
Вверх
ВнизСледующий абзац
Следующий абзац

      Юз может возникнуть на колесе одной из основных опор шасси при торможении в процессе движения самолета, особенно по скользкой (заснеженной или покрытой водой) ВПП.


Предыдущий абзацВверх
Вверх
ВнизСледующий абзац
Следующий абзац

      Вследствие юза возможен непреднамеренный разворот и сход самолета с ВПП или рулежной дорожки. Кроме того, резко уменьшается срок службы шин, возможно их полное разрушение в процессе движения по земле со всеми вытекающими из этого последствиями.


Предыдущий абзацВверх
Вверх
ВнизСледующий абзац
Следующий абзац

      Для эффективного и безопасного торможения необходимо выдерживать постоянство и предельно возможную силу сцепления шины с поверхностью ВПП при любом ее состоянии и скорости движения самолета.


Предыдущий абзацВверх
Вверх
ВнизСледующий абзац
Следующий абзац

      Из-за быстротечности процесса посадки и высоких скоростей движения по ВПП и рулежным дорожкам летчик не в состоянии обеспечить эти условия. Поэтому на современных самолетах в систему управления тормозами включается тормозной автомат (антиюзовая автоматика), реагирующий на проскальзывание колеса (начало юза) и уменьшающий тормозной момент (растормаживающий колесо). После того как угловая скорость расторможенного колеса увеличится, сигнал на растормаживание снимается и начинается процесс нарастания тормозного момента колеса.
Таким образом обеспечивается эффективное и безопасное управляемое движение самолета на земле.


Предыдущий абзацВверх
Вверх
Предыдущий раздел