|
|||||||||
Понятие продольной устойчивости |
|||||||||
Продольная устойчивость (устойчивость по тангажу) обеспечивается определенным положением фокуса самолета относительно центра масс. |
|||||||||
Если фокус самолета расположен за центром масс, то, например, при увеличении угла атаки +за счет вертикального порыва ветра возникает приращение подъемной силы + (а), которое создаст относительно ц.м. самолета пикирующий момент , под действием которого самолет, вращаясь относительно ц.м. с угловой скоростью , возвратится к исходному режиму полета. | |||||||||
Схема сил при случайном уменьшении угла атаки приведена на рисунке б. При таком взаимном расположении ц.м. и фокуса самолет устойчив по таганжу. |
|||||||||
Нетрудно видеть, что если ц. м. находится за фокусом, при действии внешних возмущений самолет не возвращается к исходному положению (самолет неустойчив). Пилотирование неустойчивого самолета возможно только с применением средств автоматического управления. Таким образом, взаимное положение центра масс ( = ) и фокуса ( ) определяет знак и величину момента , возникающего при действии возмущений и, следовательно, степень устойчивости самолета. |
|||||||||
В инженерных расчетах принято выражать аэродинамический момент, действующий на самолет, формулой M=mqSba где q - скоростной напор (q = ) S -площадь крыла; bA -длина САХ крыла; m -Безразмерный коэффициент момента, зависящий от компоновки, геометрических параметров и числа М полета самолета. |
|||||||||
|
|