Системный объект в наиболее общем виде обладает следующими свойствами.
1. Объект создается ради определенной цели и в процессе достижения этой цели функционирует и развивается (изменяется). Для нового пассажирского самолета целью разработки и постройки может являться более комфортабельная, безопасная и экономически выгодная (по сравнению с существующими самолетами) перевозка пассажиров. В процессе функционирования (эксплуатации, например, в течение 60000 летных часов за 20 лет полетов) самолет устаревает, ремонтируется, оснащается новым оборудованием и системами.
2. В составе системного объекта имеется источник энергии и материалов для его функционирования и развития. Двигатели и запас топлива на борту самолета обеспечивают возможность полета, наземные службы, например аэродромные службы, проводят наземное обслуживание и подготавливают самолет к полету, система управления воздушным движением обеспечивает навигацию, ремонтные службы обеспечивают ремонт и оснащение самолета новым оборудованием и системами.
3. Системный объект – управляемая система. Для управления системным объектом используется информация о его собственном состоянии и о состоянии внешней среды и моделируется поведение объекта во внешней среде. В процессе полета летчик (или автоматическая система управления) изменяет траекторию движения самолета на основании информации о положении самолета в пространстве, о работе всех бортовых систем самолета и в соответствии с указаниями службы управления воздушным движением.
4. Объект состоит из взаимосвязанных компонентов, выполняющих определенные функции в его составе.
5. Свойства системного объекта не исчерпываются суммой свойств его компонентов. Все компоненты ЛА при их совместном функционировании обеспечивают новое свойство, которым не обладает в отдельности каждый из компонентов, – возможность управляемого полета.
|