|
|||||||||
Исторические аспекты |
|||||||||
В процессе развития гидроавиации только в СССР и России было создано около 100 летательных аппаратов, способных использовать в качестве аэродрома водную поверхность. |
|||||||||
Существует еще одно транспортное средство, которое занимает промежуточное положение между летательными аппаратами и судами - экранопланы и экранолеты. |
|||||||||
Экраноплан – крылатый летательный аппарат, совершающий крейсерский полет в непосредственной близости от поверхности экрана (земли или воды). |
|||||||||
В настоящее время известно более 70 реализованных проектов экранопланов и экранолетов - летательных аппаратов, движущихся как над опорной поверхностью на высотах, на которых реализуется экранный эффект, так и вдали от экрана (самолетный режим). |
|||||||||
Большой вклад в популяризацию идеи экраноплана, разработку схемных решений и проведение экспериментальных исследований моделей в аэродинамических трубах внес в 1970-х годах известный авиаконструктор Р.Л. Бартини, работавший совместно с ОКБ Г.М. Бериева. |
|||||||||
Современный уровень развития экранопланов определяется обширной программой исследовательских, проектных работ и строительства крупных экранопланов, реализованной в нашей стране, начиная с пятидесятых годов, поскольку такую программу не выполнила ни одна страна в мире. Инициатором и организатором этой программы был Р.Е.Алексеев, возглавлявший Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях в г. Горьком (сейчас – ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева, возглавляемое Главным конструктором В.В.Соколовым). В реализации программы активное участие приняли специалисты ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова, ЦАГИ им. профессора Н.Е.Жуковского, ЛИИ им. М.М.Громова и других исследовательских и учебных институтов. |
|||||||||
Экранопланы большой массы (более 100 т) были построены только в СССР под руководством Р.Е.Алексеева. Самый большой из них – "КМ" (корабль-макет), или "Каспийский монстр" – так назвали его иностранные специалисты. | |||||||||
|
|