| 
 | 
  | 
  | 
  | 
Оценка продольной устойчивости
  | 
  | 
  | 
 | 
  
 | 
 | 
 | 
  
   | 
       Продольная устойчивость самолета оценивается производной    коэффициента продольного (относительно оси 0Z) момента   по коэффициенту подъемной силы.
  
 | 
  
  
  | 
 | 
  
   | 
       Если для самолета, сбалансированного на угле атаки  (  = 0;   = 0), случайное увеличение угла атаки   и, соответственно, коэффициента подъемной силы   вызовет появление момента на пикирование (  < 0), то такой самолет устойчив в продольном отношении. На рис.  такой самолет характеризует кривая 1 зависимости   =  , для которой   <0.
  
 | 
  
  
  | 
 | 
  
   | 
       Кривая 3 характеризует неустойчивый в продольном отношении самолет, для которого положительное приращение    (увеличение угла атаки  ) вызывает появление кабрирующего момента (   > 0 и, соответственно,    0).Кривая 2 характеризует нейтральный (безразличный) в области балансировочного угла атаки  самолет (  = 0), для которого случайное малое изменение угла атаки не вызывает нарушения балансировки.
 
  
 
 | 
  
   | 
       Коэффициент   характеризует степень нарастания восстанавливающего (или дестабилизирующего для неустойчивого самолета) аэродинамического момента самолета по мере отклонения его от исходного угла атаки в горизонтальном полете с постоянной скоростью при случайном изменении угла атаки (например, при мгновенном воздействии на самолет вертикального порыва).
  
 | 
  
  
  | 
 | 
 | 
  
 |