|
|||||||||
Безопасно повреждаемая конструкция |
|||||||||
Принцип "безопасного повреждения конструкции" закладывается в конструкцию при ее проектировании и расчете на прочность и предполагает, что конструкция, спроектированная по этому принципу, гарантирована от катастрофических разрушений (усталостных или каких-либо других). При эксплуатации такой конструкции допускается появление повреждений даже в наиболее ответственных элементах, т.е. обеспечивается ее живучесть. |
|||||||||
В многолонжеронных КСС крыла (в,г) разрушение одного из лонжеронов не приводит неизбежно к потере несущей способности крыла. | |||||||||
Принцип безопасно повреждаемой конструкции обеспечивается не только резервированием основных силовых элементов КСС агрегата, но и специальными конструктивными решениями, позволяющими уменьшить скорость распространения повреждений в конструкции. |
|||||||||
Например, в стенке лонжерона 2 крыла (а) возможно появление усталостной трещины 1. Накладка 1 (б), установленная на стенку, является ограничителем распространения трещины, которая в такой конструкции развивается значительно медленнее. Стойка 2, подкрепляющая стенку, также является ограничителем распространения трещины ("стоппером", от англ. stop – задержка, остановка). Ограничитель 3 распространения трещин является дополнительным поясом лонжерона, обеспечивающим работоспособность конструкции в случае разрушения нижнего пояса 4 лонжерона. | |||||||||
Безопасно повреждаемая конструкция может выдерживать нормальные эксплуатационные нагрузки в течение определенного времени после повреждения без полного разрушения. |
|||||||||
Специальные конструктивные решения требуют затрат дополнительной массы материала на их осуществление, однако этот путь решения проблемы более эффективен, чем снижение действующих в конструкции напряжений. Такие конструкции имеют смысл только в том случае, если их изготовление ведется на предприятиях с высоким техническим уровнем производства и, что самое главное, если в процессе эксплуатации можно обнаружить первоначальное повреждение и держать под контролем процесс дальнейшего развития этого повреждения. |
|||||||||
"Безопасная повреждаемость" определяется не только конструктивно-технологическими решениями, предотвращающими возникновение или развитие повреждений, но и возможностью надежно контролировать возникновение и развитие повреждений, а также производить местный (локальный) ремонт, когда развитие повреждения подходит к недопустимому пределу. |
|||||||||
Требования надежности и живучести связаны с требованиями, обусловленными производством, эксплуатацией и ремонтом конструкции. |
|||||||||
|
|