|
|||||||||
Общая потеря устойчивости |
|||||||||
Совершенно иначе, чем короткие стержни, теряют несущую способность при нагружении сжатием вдоль оси длинные и тонкие элементы конструкции, широко распространенные в самолетостроении. |
|||||||||
При сжатии упругое тело (длинный стержень, тонкая пластина, панель и т.п.) сохраняет начальную (неизогнутую) форму равновесия до некоторого значения сжимающей силы Ркр, называемой критической (или эйлеровой, так как Л.Эйлер был первым, кто предложил способ вычисления этой силы). |
|||||||||
При небольшом превышении критической силы (и, соответственно, критических напряжений сжатия кр) возникают значительные деформации стержня, который не разрушается, а только упруго изгибается и переходит к другой (изогнутой) форме упругого равновесия. | |||||||||
Если при этом не был достигнут "предел упругости", т.е. напряжения в стержне меньше напряжений предела пропорциональности, то при снятии нагрузки стержень возвращается в исходное состояние. |
|||||||||
Л.Эйлер показал, что нагрузка, при которой стержень данной длины и площади поперечного сечения теряет устойчивость, не зависит от предела прочности материала, а зависит только от формы поперечного сечения, модуля упругости (жесткости) материала и условий закрепления концов стержня при нагружении. |
|||||||||
При дальнейшем увеличении нагрузки изогнутый стержень разрушается. Такой вид потери несущей способности называется общей потерей устойчивости. |
|||||||||
|
|